Вопрос. Согласно каталогам производителей опор ШВП, в фиксирующих опорах используется пара радиально-упорных подшипников.Почему они стоят по схеме "Х", ведь схема установки "О" обладает даже большими преимуществами?
Ответ. Все достаточно примитивно. Действительно, схема "О" более лояльна к моменту, и стягивание обойм в ней не может вызвать ослабление натяга и появление люфта в осевом направлении. Однако, установка по "Х" просто облегчает монтаж: если подшипники расположить по схеме "О", то при вставке обработанной части винта в опору может вывалиться одна обойма(соответственно шарики тоже могут рассыпаться, подшипник надо чистить, собирать или менять), при извлечении - другая. В результате производители идут на компромисс - в нормальных опорах стоят дуплексные подшипники с подогнанным зазором, таким образом достигается удобство монтажа, высокая скорость вращения в опоре и при фиксации винта стопорной гайкой не появляется люфта. Как следствие - натяг невозможно отрегулировать "от руки", этот параметр ложится на плечи производителя опор и подшипников к ней.
Как видно, при Х схеме подшипники установятся и сомкнутся шлифованными внутренними обоймами, причем при наличии несоосности или прецессии шарики одного из подшипников имеют чуть больше "места для маневра". При О-схеме такого не произойдет - при малейшем отклонении от оси вращения давление в точках контакта будет расти очень быстро, что может сказаться на качестве вращения и ресурсе подшипников.
Вопрос. Могу ли я установить подшипники по схеме "О" и отрегулировать натяг от руки?
Ответ. Наш опыт и опыт других пользователей говорит, что в этом нет ничего сложного, это рабочая схема. Если корпус опоры позволит это сделать(имеются в виду зазоры для стягивания внешних обойм), и если вам удастся не рассыпать подшипники при посадке на винт ШВП - то почему нет, конечно можно.